Путь к гармонии: уменьшай шум

"Спенсер определяет изящество как экономность в движениях. 
...Если верно, что изящество - это экономия сил, то из этого следует, что, держа себя с изяществом, человек сохраняет и накапливает силы. 
Следовательно, изящные манеры - это сила в состоянии покоя."

Инадзо Нитобэ
"Бусидо: душа Японии. Кодекс чести самурая". 


В начале февраля я закончила читать Доминик Лоро "Искусство жить просто", которую мне советовали еще осенью, и на кухне под мягко шедший за окном снег у нас с мужчиной состоялся интересный разговор.

И говорили мы про минимализм. Накануне я собрала все лишнее (и даже не лишнее, но без чего можно жить), разложила по пакетам и раздала. Но большей частью выкинула. То, что осталось, упорядочено легло во внутренние ящики, и пространство дома освободилось. Мне нравилась пустота и чистота, а мужчина интересовался, чем наше нынешнее бытие теперь отличается от аскетизма. Вывод был сделан простой:

Аскетизм - это ограничение себя с целью воспитания духа и концентрации на внутреннем, минимализм же - изящество экономии энергии, которую можно пустить на другие дела.

Та самая сила в состоянии покоя, которой можем быть мы сами - и которую накопить позволяет нам окружающее пространство, когда в нем нет лишнего визуального шума.

Многие интуитивно бояться пустоты и хотят постоянно чего-то нового. Но, кажется, никто не отменял закон сохранения энергии, потому откуда взяться новому, когда старое так... "неизящно" захламлено?)

Одним из главных учений буддизма является пустота – как одна из современных форм жизни. Своеобразная невесомость появляется, когда стираются грани и формы.   
© ADline.by

Большая часть записей о минимализме, что вы найдете, будет говорить вам о необходимости "отказаться и выкинуть", показывать белоснежные интерьеры, в которых жить может не каждый, и создавать впечатление, что минимализм - это непременные "вызовы тридцать одного дня", когда в первый день ты должен выбросить одну вещь (и всем рассказать об этом в инстаграме), во второй - две и так по нарастающей. Это белая кровать, стены и пол, среди которых в лучше случае выделяется черная рамка фотографии или субтильный цветок у кровати.
Создается впечатление, что все, что написано о минимализме, как стиле жизни, не является некой философией утверждения. Это философия отрицания: "откажитесь от", "сократите", "перестаньте".

Философия отрицания плоха тем, что она подразумевает в себя наличие в вашей вселенной этого самого объекта отрицания. То есть минимализм со словами "откажись" - это все равно противопоставление потребительству, а значит, потребительство является точкой отсчета.

Я не хочу "отсчитывать" жизнь от потребительства или избыточности.
Я хочу отсчитывать ее от простоты, которая воплощает в себе эту самую силу в состоянии покоя.
Отсутствие визуального шума не просто экономит силы - оно помогает сосредоточиться на главном и раскрываться полнее. 
Я писала этот текст в начале марта, а публикую почти накануне мая.
Принцип сохранения энергии все еще работает.

Уменьшай шум

Мне было просто: частые переезды с места на место приучили меня брать только нужное (лень - великий двигатель личностного прогресса здесь), но многие люди живут в одном любимом месте всю жизнь и постепенно собирают памятные вещицы, которые копят пыль. Что в таком случае делать? Придется все равно обратиться к отрицанию и отказу: очистить пространство. Просто не нужно останавливаться на том, чтобы "всевыкинуть" и "яминималист".
Хотя начинать придется именно с этого. 

Разделять и властвовать
Достаньте икеевские коробки с крышкой (или любые другие коробки) и сложите туда все памятное, но не функциональное. Пометьте на них дату, уберите на антресоли.
В своем пространстве дома оставьте только то, чем Вы пользуетесь и без чего прожить не можете.
Что делать с ящиками на антресолях? Если вы за полгода ни один ящик ни разу не откроете, устройте гаражную распродажу, отдайте в детдом, церковь или отнесите куда-то еще.

Разбирать и раздавать
Шкаф - вот слабое место человечества, особенно женщин. Зимнее надо убрать подальше, желательно, на особую полку. Все, что лежит и ждет, когда "похудею", "пригодится", а так же "неплохая ткань", надо упаковать и кому-то отдать. Если в течение пары дней не заберет пакет подружка, отнесите нуждающимся.

Осваивайте пустоту
У вас образуется много места. Первый порыв, который обычно случается в такой ситуации - это заполнить срочно образовавшуюся пустоту.
Заполняйте, но заполняйте живым. На стол можно поставить плошку, где будут куриться аромамалочки, аромаверевочки, плавиться на угле ладан или тлеть зажженный шалфей.
На тумбочку у кровати можно поставить вазу, где раз в неделю будут появляться живые цветы.

Все это - временные, живые вещи, которые приходят и уходят, но каждая из которых несет некий смысл, пользу, имеет некое назначение в вашей жизни, отличное от собирания пыли.

А может, образовавшееся свободное пространство настолько понравится вам пустым, что вы его так и оставите. И на место старых вещей придут новые идеи.

Решать вам )
____________________________________
Другие посты на эту тему:
Путь к гармонии :: Восстановление сил

6 comments

  1. А у меня вот другая ситуация. Мое пространство постоянно заполнено чем-то живым. Кисточки отмокают, незаконченная пока фенечка приклеена, наполовину написанные домашние работы для моих детей, футболка под акрилом сохнет...это все сменяется день за днем, но пусто никогда не бывает! А хочется пространства. Не то чтобы это все добро мешало, просто я люблю простор.
    Вот бы создать параллельные реальности-в одной стоят только кисточки, в другой-только фенька...минимализм, красота)

    ReplyDelete
    Replies
    1. О, да, понимаю вас! Одно дело, когда живешь один, другое совсем - когда большая семья и много дел и увлечений)
      Я иногда бываю в гостях у мамы и младших детей, там о минимализме речи не идет) Единственный выход: систематизировать и бороться за систематизацию. Красивые ящики и стеллажи могут помочь решить проблему, если, конечно, сверху сдобрить привычкой убирать вещи на место - а это отдельный квест. ) Я себя до сих пор приучаю )

      Delete
    2. это да, красивые ящики-это чудесно, кисточки отмокают как раз после появления нового :D
      правда, то ли я дурак, то ли лыжи не едут, но в результате у меня получается просто куча ящиков вместо кучи вещей(а через пару дней и вместе), а простора все равно нет х)

      Delete
    3. Главное в таком осадном положении - это что бисер по полу не валяется х)
      У нас тоже дома раньше куча ящиков была, потом пришел глава семьи, построил стеллаж из реек, прикрутил туда рельсы, на ящики - колесики. Следующую неделю семья развлекалась, ставя все ящики строго на свои места и радуясь, как они катаются. А куча ящиков, расставленная в несколько рядов, уже не выглядит кучей, т.к. мозг систематизированные вещи воспринимает, как упорядоченные.
      Но мороки с организацией такой системы хранения много. )

      На самом деле, знаете, я в феврале тоже думала, что после переезда мы взяли только все самое нужное, но когда стала разбираться, чтобы разложить по полкам, то выкинула половину вещей. Они вроде нужные... Но их не трогал уже никто несколько месяцев... И так ли они нужны?
      Может, у вас тоже такие партизаны есть, которые могут освободить пространство?)

      Delete
    4. вааа, какая крутая идея с рельсами! а как коту понравится...) теперь я знаю, чем я займусь в следующий раз, спасибо)

      ну...есть, но они не мои в большинстве своем) а, например, ящерка, которую я глажу на удачу, считается таким партизаном?) вроде и большого практического применения не имеет, а вроде и используется...
      у меня обычно обратная ситуация-переехать и осознать, что половину нужных вещей я выбросила/отдала, и теперь их придется закупать заново х)

      Delete
    5. Наш кот не оценил рельсы)

      Тут уже Вам решать, что лишнее, а что нет, это же ваша жизнь и ваши вещи) Мне нравится мысль, высказанная одним из авторов книг по минимализму: лишнее - это, что вы используете реже, чем несколько раз в неделю. Но никто же со стороны не скажет, что потеряет ваша жизнь, если вы лишитесь этой ящерки. Вдруг вы будете тосковать? А вдруг вообще не заметите (если, конечно, ваша удача не зависит на самом деле от нее). )

      Delete